На земле нет человека, который никого бы не потерял. Каждый христианин молится за своих усопших — родителей, супругов, родственников, наставников или друзей.
Но есть особые дни, когда вся Церковь возносит молитвы за «прежде почивших». Один из таких дней — Димитриевская родительская суббота.
Когда празднуется в 2021 году
- Дмитриевская родительская суббота – это ближайшая суббота перед празднованием дня памяти святого великомученика Дмитрия Солунского 8 ноября.
- В 2021 году Димитриевская суббота отмечается 6 ноября.
- Если день памяти святого выпадает на субботу, то родительской будет считаться предыдущая.
Этот день установлен как поминальный святым благоверным князем Дмитрием Донским и первоначально был днем поминовения всех павших в битве на Куликовом поле.
И только потом Дмитриевская суббота сделалась днем, когда поминают всех усопших. Князь Дмитрий Донской считал своим святым покровителем Дмитрия Солунского.
Житие св. Димитрия Солунского
Иконография: Димитрий Солунский, великомученик Датировки: XIII в. Конец XII – начало XIII века. Происхождение: Из нижней церкви Дмитрия Солунского Успенского собора города Дмитрова, построенной в 1713 году, где в 1919 году обнаружена Н.Н. Померанцовым. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 156 см, ширина 108 см.
Дмитрий представлен сидящим на троне, левой рукой он держит ножны, правой вынимает меч. В левом верхнем углу изображен благословляющий Христос, справа – летящий ангел несет Дмитрию мученический венец. Инв. № 28600 © Государственная Третьяковская галерея, Москва Литература: Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания.
Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 14.
Святой великомученик Дмитрий был тайным христианином. Жил он о времена императора Галерия Максимиана и был проконсулом в Фессалониках. Эта область, известная нам также как Солунь, была местом, где жили славяне. Возможно, и родители Дмитрия были славянского происхождения, и может быть, этим объясняется его особое почитание на Руси.
Император повелел молодому военачальнику преследовать и убивать христиан, но Дмитрий открыто заявил себя христианином и призвал к вере жителей города. Зная, что ему предстоит мученичество, Дмитрий раздал все свое имущество. Он был сброшен на копья воинов.
Император приказал отдать его тело диким зверям, но христиане тайно погребли святого. Над этим местом при святом равноапостольном Константине воздвигли церковь, а в VII веке были найдены нетленные останки святого Дмитрия.
С именем святого связаны самые начальные страницы русской летописи: так, когда Вещий Олег разбил греков у Царьграда, те устрашились и говорили, что это святой Дмитрий послан на них. А церковное почитание святого началось на Руси сразу после Крещения святым равноапостольным князем Владимиром.
На иконах святой великомученик Дмитрий изображается с мечом и копьем, в пернатых доспехах. Русские войны считали святого Дмитрия Солунского своим покровителем, а его память всегда связывали с защитой Отечества и подвигом воина.
Это интересно: Дмитрий Солунский (Фессалоники́йский) Мироточец: житие и почитание
История установления дня поминовения
Великий князь Московский Дмитрий Донской прибегал к покровительству святого и одержал множество побед на поле брани: разбил литовское войско Ольгерда, татарскую орду Бегича.
Игумен Троице-Сергиевой обители, Преподобный Сергий Радонежский, благословил князя на бой с неверными и дал двух иноков из числа братии. Бой открыл поединок инока Александра (Пересвета) и татарина Темир-Мурзы (Челубея). В схватке оба погибли.
Память погибших воинов
Хотя битва на Куликовом поле и не привела к немедленному окончанию монголо-татарского ига, но именно с нее начался процесс возрождения русской земли.
Куликовская битва. Павел Рыженко
В битве пало небывалое по тем временам число воинов. Войско Золотой Орды превосходило русское по приблизительным подсчетам впятеро. Оно было разбито наголову, но наших воинов пало более двадцати тысяч.
Все Куликово поле было усеяно телами погибших. Погребение павших заняло более недели.
Куликовская битва отстоит от нас во времени на много столетий. Но нужно помнить, что это была не просто война за территории или государственный суверенитет. Это было противостояние мировоззрений, а главное — вер. Святой благоверный князь Дмитрий Донской отстоял не только русскую землю, но и христианскую веру – в том числе для всех нас, потомков тех, кто бился на поле Куликовом.
Особенности богослужения
Следует помнить, что церковный день начинается вечером, так что богослужения Дмитриевской субботы совершаются с вечера пятницы.
Обязательная часть богослужения родительских суббот — Панихиды, заупокойные богослужения о прощении грехов усопших и упокоении их душ.
В пятницу на вечерней службе совершают Великую панихиду (Парастас). Все чтения, тропари, кондаки и стихиры заупокойной Всенощной посвящены поминовению усопших.
В субботу утром на Божественной Литургии поминают усопших христиан. После Литургии совершается еще одна панихида по усопшим.
Скорбь об усопших естественна для человека, но нужно помнить, что Христос победил смерть и подарил людям возможность спасения и вечной жизни в Царствии Небесном:
Как и кого поминают в православии
Каждый день поминать усопших в домашней молитве необходимо. В Символе Веры мы произносим: «Во едину святую Соборную и Апостольскую церковь». Церковная, соборная молитва дает нашим усопшим возможность оставаться частью Церкви, ведь «у Бога все живы».
В Дмитриевскую субботу и в церквях, и на кладбищах совершают заупокойные литии и панихиды. Посещение кладбищ — благочестивая традиция, однако не следует забывать, что главное — не пышные надгробные памятники, а молитва.
Придя в храм, нужно подать записки. Имена тех, кого вы поминаете, принято писать в родительном падеже («кого?»). В первых строках пишут имена священнослужителей и монахов: «митрополита Пимена», «иерея Игоря», «монахини Наталии».
Имена должны быть в церковном написании: «Алексия», а не «Лёши», «Татианы», а не «Татьяны».
Уточнения в записках должны быть корректными. Степени родства с покойным писать не нужно. Не следует добавлять к именам «заблудшего», «грешного» и т.д., потому что тем самым мы выносим суд о человеке прежде Бога. Часто пишут: «младенца», «отроковицы», «убиенного», «воина». Церковь не препятствует этому, хотя единственное, что важно – имя христианина.
Разумеется, все, за кого подают записки в храме, должны быть крещеными православными. Нельзя подавать записки за совершивших самоубийство.
В качестве пожертвования можно принести продукты: фрукты, овощи, крупу, конфеты, растительное масло, любые постные продукты. Недопустимы мясо и крепкие спиртные напитки. Все продукты пойдут на нужды прихода и на помощь нуждающимся прихожанам. Можно жертвовать кагор для Литургии, муку для просфор.
В этот день можно устроить дома поминальную трапезу, пригласить близких, родных, друзей. Следует помнить, что главное — не богатое застолье, не веселье, а память о почивших и их добрых делах.
О значении молитвы за умерших
Даже во времена Ветхого Завета иудеи верили, что очистительная жертва, приносимая за покойного, а также милостыня помогают ему.
Жертва Иисуса Христа, его Крестное страдание, смерть и Воскресение сделали ненужными все ветхозаветные жертвы. Бескровная жертва, таинство Божественной литургии вводит в жизнь вечную всех, кто прибегает к нему или прибегал во время земной жизни.
Но умершие уже не имеют возможности изменить свою посмертную участь, принести покаяние, творить дела милосердия. Эта забота об их душах оставлена нам, живым. Об этом говорили отцы Церкви.
«Преимущественно пред всем озабочиваются, чтобы приносима была бескровная Жертва, благотворнее которой для усопшего нет ничего, и ничто другое не может послужить источником радости и просвещения и единства с Богом, наравне с сим священнодействием, в котором за нас непотребных изливается самая Кровь Господня и жрется Божественное Тело. Сию-то жертву, как сродники усопшего по плоти, так и соединенные с ним по духу, и, по силе соединения в Духе, любящие (его) больше, чем его сродники по плоти, приносят постепенно и ежедневно, в течение целого года и всей своей жизни, и чем чаще приносят, тем больше пользы доставляют и получают». Блаженный Симеон Солунский
Предание Церкви донесло до нас, что поминовение усопших на Божественной Литургии избавляло от адского пламени даже умерших без покаяния или грешников.
«Когда кто-нибудь провинится перед земным царем и будет наказан изгнанием или темницей, родные собирают и приносят царю великие дары, моля о смягчении участи изгнанного. И весьма часто просьба эта бывает успешной.
Так и мы приносим наши моления к Небесному Царю о повинных и осужденных душах. Мы приносим Ему не дары, не венцы, но самого Его возлюбленного Сына Христа, и преклоняем Его на милость не только к наказуемым, но и ко всем нам».
Святой Кирилл Иерусалимский
Очень важна милостыня за усопших. Причем ее можно приносить и с имущества умершего. Как ни удивительно, особенно необходима милостыня за богатых.
«Будем приобретать себе друзей в нищих, употребляя на них неправедное богатство, данное нам от Бога в оружие праведности, но нами удержанное в свою пользу, и потому превратившееся в неправедное. …Будем же сим последним приобретать себе друзей, дабы когда умрем и переселимся из здешней жизни… они приняли нас там в вечные обители». Блаженный Феофилакт Болгарский
В житиях мы находим примеры, когда молитва близких, частная молитва, исправляла посмертную участь умершего. Но во всех случаях эта молитва была связана с трудами- постом и творимой в его память милостыней.
Особую благодать молитвы за умерших христиан имеют Андрей Христа ради юродивый, пустынники Паисий Великий и Макарий Великий, другие святые. Но святые имеют дар заступничества, а помнить следует о том, что Суд принадлежит Господу Иисусу Христу, и ему в первую очередь следует молиться об усопшем.
Душа новопреставленного в первые сорок дней особенно нуждается в церковном поминовении, молитвах близких и милостыне в его память. Но и после сорока дней не следует оставлять ближнего без поминовения. Молиться за усопшего можно дома, но лучше прийти в храм, заказать панихиду, литию или проскомидию для поминовения за Божественной Литургией.
Другие родительские дни года
В церковном календаре поминовению «прежде почивших православных христиан» отведены субботы. Из семи дней поминовения пять — субботние.
- Две из них носят название Вселенских: Мясопустная ( за неделю до начала Великого поста) и Троицкая (перед праздником Пятидесятницы).
- Церковь поминает усопших во 2, 3 и 4 субботы Великого поста.
- Радоница – особый день поминовения, девятый день (второй вторник) после Пасхи.
- 9 мая — день поминовения всех усопших воинов.
Самое важное, что мы можем сделать для наших усопших родных — это помолиться о них. Причем это значимо не только для наших покойных близких, но и для нас самих. Это позволяет нам сохранить связь с теми, кто был нам дорог, помогает почувствовать себя не одиночкой, но звеном в цепи поколений и истинным христианином.
Марина Рогова
6 ноября 2021 Дмитриевская Родительская суббота. День посещения кладбища и поминовения усопших
Эзотерика » Церковные иконы » 6 ноября 2021 Дмитриевская Родительская суббота. День посещения кладбища и поминовения усопших
В православном мире установлены дни общего поминовения умерших, они называются Родительскими субботами.
Дмитриевская Поминальная суббота в 2021 году
Издревле ведется, что суббота – особенно подходящий день для того, чтобы помолиться об упокоении душ ушедших в иной мир. В Ветхом Завете суббота – это день покоя, а в Новом завете день прощения и греховного отпущения.
Ежегодно дата Дмитриевской Поминальной субботы изменяется. Она привязана ко дню почитания святого великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября)
Поминальной Родительской считается суббота накануне этого праздника. В ежегодном церковном календаре можно точно узнать эту дату. В 2021 году Поминальная суббота выпадает на 6 ноября.
Какие на этот день традиции и обряды?
Наши умершие родственники в ином мире должны знать и чувствовать, что на земле их не забыли. Для этого мы должны выполнять установленные традиции поминальных дней.
Посещение могилок и службы в храме
Утро Родительской субботы согласно православным традициям положено начинать с церковной службы, где обязательно нужно зажечь и поставить свечи об упокоении усопших родных.
Затем надо посетить могилки на кладбище, навести порядок перед зимним периодом. После этого уже дома накрывают поминальный стол и приглашают родственников на трапезу.
В храме и на кладбище в Поминальную Родительскую субботу принято подавать милостыню просящим, поэтому возьмите с собой конфеты, печенье, пирожки, мелкие монеты. Наши предки верили – чем милостыня будет щедрее, тем спокойнее душам усопших в загробном мире.
Если вы в субботу работаете и не можете посетить храм, то придите накануне (в пятницу) на вечернюю службу. Батюшка отслужит панихиду, а прихожане все вместе помолятся об умерших.
В поминальные дни принято приносить в церковь пожертвования в виде любых продуктов, кроме алкоголя и мясных изделий. Это могут быть фрукты, овощи, хлеб, сладости, любая выпечка, масло (его потом используют для заправки лампад), мука для приготовления просфор.
Те, у кого нет возможности посетить церковь в пятницу или субботу, могут заранее заказать поминовение усопших родственников. Для этого в церкви имеются специальные листочки, на которых подается записка (можно написать дома на чистом листке бумаги).
В записке необходимо перечислить имена всех умерших родных, друзей. Писать надо в родительном падеже, разборчивым и крупным почерком, чтобы читающему потом все было понятно.
Имя должно быть написано согласно церковному именослову, то есть не Володя, а Владимир; не Алена, а Елена; не Тома, а Тамара. Если сомневаетесь, то спросите у священнослужителя, как написать правильно.
Бывают причины, по которым человек вообще не может прийти в церковь и на кладбище. В этом случае можно помолиться об усопших в домашних условиях.
Отложите все дела, настройтесь серьезно, чтобы никто вас не отвлекал, и прочтите молитвы об упокоении (их можно найти в любом молитвослове).
Поминальная трапеза
В Родительскую Дмитриевскую субботу традиционно устраивают поминальную трапезу. Накануне в пятницу в жилище проводят уборку, после чего все домочадцы моются в бане (сейчас, конечно, можно и дома в ванной).
В старину было принято после мытья оставлять в бане новый березовый веник и таз с водой для умерших. В народе верили, что таким образом задабривают души усопших.
Поздним вечером в пятницу хозяйки должны застелить белую скатерть на стол, за которым будет проходить поминальный обед, и поставить свечи.
Для трапезы готовят традиционные кушанья: кутью; капустные, творожные и мясные пироги; блины; блюда из мяса (раньше обязательно фаршировали свиную голову). Для поминального обеда пироги принято печь продолговатой формы.
В обязательном порядке на стол нужно поставить посуду и рюмочку для усопших. Все родственники и гости, собравшиеся на трапезу, должны положить в эту посуду по ложке еды со своей тарелки. Во время обеда вспоминают умерших, их добрые дела и хорошие поступки.
Tue, 02 Nov 2021 10:49:36 +0300
Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле.
Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.
Осеннее поминовение усопших у неславянских народов
У древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн (Samhain) — праздник окончания теплого времени года.
В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи — приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных.
Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших.
Такие обычаи известны и у др. народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа ирттерни», т. е. поминок.
В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 нояб. стало праздноваться как день Всех святых. В 994–1048 гг. аббат Клюнийского монастыря св. Одило закрепил за 2 нояб. поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской церкви. Мн. исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.
Димитриевская родительская суббота в славянских странах
В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках — соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.
Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.
В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в.
предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии».
Димитриевская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.
Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол.
XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго».
В XVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в.
, выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским.
Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных.
И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его», но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.
Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской…»).
В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество.
Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о.
, даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе.
Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода.
Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н.
Муравьёву (1832–1867)).
В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904.
№ 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.
Об установлении блгв. кн. Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Димитриевской субботы в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».
На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (др. название — Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла.
Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую субботу В. И. Чичеpов уточняет, что Димитриевская родительская суббота была связана также с «кормлением» матери-земли (Чичеров. 1957).
На Руси традиционно на Димитриевскую субботу готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников.
По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).
С Димитриевской субботой связаны некоторые русские пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» — традиционное название седмицы перед Димитриевской родительской субботой, пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Димитриевской субботой случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Димитриевскую субботу).
В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия или Димитриевской родительской субботы не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском Севере в Димитриевскую родительскую субботу поминают самоубийц и др. «нечисто умерших» (утопленников, висельников), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу.
В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Восеньскiя дзяды» (осенние деды) или же «Дзмитровка». В этот день устраивались поминки; существовали традиции «приглашать» усопших за стол, класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников.
Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Димитриевскую родительскую субботу носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»).
В древности в Белоруссии Восеньскiя дзяды определяли не по памяти вмч. Димитрия, а по празднику Покрова — 3-я суббота после Покрова. В 1992 г. был принят офиц. день памяти усопших — 2 нояб., очевидно под влиянием католич. традиции. В наст.
время Восеньскiя дзяды — это в первую очередь день, который люди проводят в кругу семьи, редко отмечается посещение могил предков в этот день.
В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия).
Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.). В Сербской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота совершается перед днем памяти вмч.
Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».
Устав богослужения в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь». Т. о.
, согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-х гг. XX в.
, на Димитриевскую субботу определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот; та же практика зафиксирована в нек-рых пособиях по богослужебному уставу.
В совр. традиции РПЦ в Димитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба согласно 13-й гл. Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу). Этот устав формально может применяться во мн.
субботы года, но на практике Димитриевская суббота осталась единственным днем в году, когда богослужение совершается по этой главе; 2 вселенские субботы и 3 заупокойные великопостные субботы имеют свой устав, описанный в 49-й гл. Типикона, а в др. субботы служба с «Аллилуия» практически нигде не поется.
В случае совпадения Димитриевской родительской субботы с праздничным днем (напр., с 22 окт. — днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1895, 1900 и 1906 гг., когда Димитриевская родительская суббота совпадала с 21 окт.
— днем восшествия на престол имп. Николая II, Святейший Синод переносил поминовение на пятницу, 20 окт. — день кончины имп. Александра III.
В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев на Димитриевскую субботу совершается служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи отменяется, поются песнопения Октоиха и храма.
В случае совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если совершается праздничная служба Божией Матери.
Особенное значение придается и всей седмице перед Димитриевской родительской субботой, которая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания (кроме Димитриевской субботы подобные родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).
В богослужебной практике др. старообрядческих согласий (приемлющих священство) на Димитриевскую субботу может совершаться заупокойная служба по главе устава об «Аллилуия» в субботу.
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас.
Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
В помощь новоначальному христианину
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших.
В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях.
Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.
Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Источники: http://www.pravenc.ru/, http://www.pravoslavie.ru/
Дмитриевская родительская суббота 2021: как почтить ушедших близких и что запрещено в этот день
Дмитриевская родительская суббота – в православии день всеобщего поминовения умерших, который свершается в субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). В 2021 году эта дата выпадает на 6-е число.
В этот день в церквях служат заупокойные службы, а верующие посещают могилы усопших родственников. О главных обычаях и запретах Дмитриевской субботы рассказывает OBOZREVATEL.
История Дмитриевской родительской субботы
Дмитриевская суббота была установлена в 14 веке после Куликовской битвы (1380), когда князь Дмитрий Донской, считавший своим покровителем святого Димитрия Солунского, распорядился ежегодно поминать память более 250 тысяч воинов, погибших на Куликовом поле в ожесточенном бою с Золотой Ордой.
Впоследствии суббота перед днем памяти Димитрия Солунского стала вселенским днем поминовения и верующие стали совершать поминовение не только воинов, но и всех умерших православных христиан.
Что нужно сделать в Дмитриевскую родительскую субботу
В Димитриевскую субботу храмы совершают поминальное богослужение – панихиду, или парастас. Причем идти в церковь можно идти уже вечером в пятницу, заранее подготовив записки с именами.
В качестве пожертвования верующие приносят с собой постные продукты – хлеб, крупы, масло, печенье, овощи, фрукты. Также принято подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об умерших.
После богослужения можно посетить могилы усопших родственников, чтобы навести там порядок, а вечером собраться семьей за поминальным ужиной, где главным блюдом должна быть кутья.
Чего нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу
В этот поминальный день нельзя плохо говорить об умерших – вспоминается только хорошее. Также запрещено поминать спиртными напитками, приносить в церковь мясо и алкоголь (разрешен только кагор), смеяться, петь, участвовать в развлекательных мероприятиях.
В то же время грехом считаются скорбь, тоска и слезы – душам умерших нужны не негативные эмоции, а молитва от чистой души.
- Кроме того, запрещается устраивать поминальные трапезы и распивать алкоголь у могил – угощение лучше принести в храм или раздать повстречавшимся на пути прохожим.
- Также нельзя подавать в церкви записки с именами самоубийц – поминовение таких людей в храмах невозможно.
- Священнослужители объясняют, что помянуть и прочитать молитву о помиловании наложившего на себя руки можно исключительно дома; за такого усопшего следует подавать милостыню.
Молитва об усопших в Дмитриевскую субботу
в OBOZREVATEL:
Димитриевская родительская суббота / Православие.Ru
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
История установления
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно.
С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество.
В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
Традиции
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас.
Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших.
В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон[1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Необходимо помнить
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной.
Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.